О том, как лучше подбирать цвета в различных видах дизайна задумываются абсолютно все начинающие пользователь программы ProShow Producer. Мне всегда хотелось понять, как работать с цветом, как сделать сочетание цветов гармоничным и как сделать это не просто интуитивно (ведь интуиция может и подвести), а осознанно. Раньше, работая с ссылками, указанными ниже, я методом проб и ошибок составляла свои цветовые схемы, но теперь у меня совсем иной подход...
Гармония цвета
Цветовая гамма, хотя на первый взгляд и кажется сложной, на самом деле предельно проста. Но прежде чем начать изучать ее, полезно ознакомиться с основной терминологией цвета.
Цвет (как таковой) — представляет собой любой чистый цвет, за исключением черного и белого.
Оттенок — цвет, смешанный с белым (например, красный — это цвет, а розовый — это оттенок).
Тон — цвет, смешанный с черным (например, темно-бордовый — это тон красного цвета).
Полутон — цвет, смешанный с серым.
Насыщенность (интенсивность) цвета — например, красный цвет более насыщенный, чем его розовый оттенок или бордовый тон.
Цветовая гамма состоит из двенадцати базовых цветов: трех основных (первичных), трех составных (вторичных) и шести третьего порядка. Три первичных цвета образуют равносторонний треугольник внутри круга. Три вторичных расположены между первичными цветами и образуют другой треугольник. Шесть третичных цветов располагаются между первичными и вторичными цветами.
цвет, цветоведение
гамма, колористика
палитра, сочетание цветов
работа с цветом, цветовое сочетание
гармония
Первичными (основными) цветами являются красный, синий и желтый. Это та самая модель RGB. Их нельзя получить смешением других цветов, но из них можно образовать любой другой цвет.
Вторичные цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый) получают путем смешения двух основных цветов: красный и жёлтый цвета дают оранжевый и т.д.
Третичные (цвета третьего порядка) получаются при смешении основного и вторичного цветов: красно-фиолетовый, желто-оранжевый, сине-зеленый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и красно-оранжевый.
Дополнительные цвета в цветовом круге расположены строго напротив друг друга и при смешении дают нейтральные цвета.
Чистые и яркие цвета расположены в широком центральном кольце цветового круга (номера 4, 12, 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, 76, 84 и 92). В четырех внутренних кольцах находятся оттенки первоначального цвета с добавлением разного количества белого, а в трех внешних с примесью черного.
Разновидности цвета
Холодный. Представьте себе лед - сочетание голубого, зеленого и сине-зеленого. Такие цвета затормаживают процесс обмена веществ в организме, поэтому некоторые люди в помещении, выдержанном в холодных тонах, могут ощущать даже легкий озноб. Действие глубокого синего цвета подчас оказывается мощным и суровым, но одновременно и освежающе-чистым.
Горячий. Глядя на насыщенный, яркий красный цвет, вы будто видите саму природу огня. Доказано, что красный цвет является стимулятором, повышающим активность и температуру тела, и даже побуждает сексуальное желание. Горячие цвета агрессивны и привлекают внимание, поэтому широко используются в сфере дизайна упаковки и рекламе.
Теплый. В основе теплых цветов лежит красный, но в отличие от горячих они смягчены добавлением желтого цвета, создавая слегка возбуждающую гамму красно-оранжевого, оранжевого и желто-оранжевого цветов. Эти цвета напрямую затрагивают сферу эмоций, и, кажется, что они прикасаются к самой душе. Приятная и влекущая теплота делает естественным их использование в домашнем интерьере.
Прохладный. В основе прохладных цветов лежит синий, но в отличие от холодных к ним добавлены желтый и красный, что дает богатую гамму зеленых, голубых и фиолетовых тонов. Они воспринимаются как успокаивающие, смягчающие и располагающие к размышлению и покою - подобно медленно струящемуся потоку.
Светлый. Светлые цвета едва ли можно назвать цветами в полном смысле этого слова: они столь легки и прозрачны, что воспринимаются лишь как слабый намек на цвет. Поскольку это оттенки цвета, близкие к белому, они отражают свет, что придает легкое мерцающее свечение картине или помещению. Светлые цвета раздвигают пространство, наполняя его воздухом.
Бледный. Бледные цвета это скорее, оттенки, то есть цвета в сочетании со значительной долей белого (находятся в центральном кольце цветового круга). Они кажутся нежными, мягкими - пастельными, вызывают ассоциации с юностью, невинностью и романтизмом. Цвета эти принято считать «женственными», их часто используют для создания парфюмерной упаковки.
Яркий. Яркие цвета отчетливые и чистые, без явной примеси белого или черного. Иногда при взгляде на них нам даже начинает казаться, что эти сильные тона движутся, трепещут. Яркие цвета придают динамизм и энергию графическому и рекламному дизайну, а также прикладному и изобразительному искусству в целом.
Темный. Темные цвета обладают сильным воздействием. Они мрачноваты и как бы сужают пространство. Их используют в изобразительном искусстве, интерьере и графическом дизайне в качестве контраста для более светлых цветов, поскольку они способны передавать множество оттенков настроения - от уверенного достоинства и сдержанности до мрачной меланхолии.
Основные цвета гаммы (комбинации)
Ахроматическая. Ахроматическая или бесцветная, гамма состоит из черного и белого, а также полученной при их смешении гаммы серых тонов. Возможно создать «теплые» и «прохладные» ахроматические цвета, если добавить красный, желтый или синий цвета.
Монохроматическая. Эта сдержанная спокойная гамма состоит из одного цвета, его оттенков, тонов и полутонов, абсолютно сочетающихся между собой. (66 69 71; 9 10 14; 42 47) в скобках указаны номера из цветового круга
Первичная. Это самая главная цветовая гамма: здесь собраны чистые красный, желтый и синий цвета.
Вторичная. Составная гамма состоит из оранжевого, зеленого и фиолетового цветов. Они обладают освежающими и воодушевляющими свойствами, а с помощью их оттенков и полутонов можно добиться весьма тонкого живописного эффекта.
Третичная. Существуют две третичные триады, состоящие из трех третичных цветов, расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Это сине-зеленая, желто-оранжевая и красно- фиолетовая; сине-фиолетовая, красно-оранжевая и желто- зеленая. Но можно составить и другие третичные комбинации.
Родственная (аналоговая). Родственными считаются любые три цвета, расположенные рядом в цветовом круге (в том числе их оттенки, тона и полутона). Эти цвета выглядят очень гармоничными.
Дисгармоничная (контрастная). Дисгармоничная гамма выглядит смело и несколько вызывающе. Для ее получения надо сочетать выбранный цвет с гаммой, расположенной справа либо слева от дополнения.
Дополнительная. В эту гамму включены цвета, занимающие в цветовом диске точно противоположные позиции. Эти цвета усиливают друг друга и, расположенные рядом, дают ощущение некоей визуальной вибрации.
Нейтральная. Нейтральная гамма, столь мягкая, что представляется почти прозрачной, состоит из цветов, которые нейтрализуются своими дополнительными цветами. Нейтральную палитру можно еще больше расширить добавлением белого и черного.
Дополнительная гамма с вкраплением (раздельно-дополнительная). Составляется из одной гаммы и двух гамм по обе стороны ее дополнения. (37 52 90; 29 45 84; 14 32 72)
При написании статьи были использованы материалы:
Тина Саттон, Брайд Вилен «Гармония цвета»
Марта Гилл «Гармония цвета. Естественные цвета»
Леса Савахата «Гармония цвета. Справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций»
Иоханес Иттен «Искусство цвета»
Теги: цвет в слайд-шоу